Концептуальные положения мониторинга реализации Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г.

 

Файл презентации можно скачать здесь

Концептуальные положения
мониторинга═ реализации Стратегического плана═ устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. (слайд 1)

Реализация Стратегического плана требует постоянного наблюдения за происходящими в социально-хозяйственной системе города процессами. Эти функции выполняет мониторинг. Он включает: организацию наблюдения для получения достоверной и объективной информации о протекающих в г. Хабаровске социально-экономических процессах; оценку и анализ тенденций в различных сферах экономики; выявление причин, вызывающих тот или иной характер изменений; определение степени достижения главной цели, решения основных задач стратегического плана; обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций, граждан мониторинговой информацией; прогнозирование и моделирование экономической конъюнктуры и социальной ситуации; стимулирование реализации плана в целом и отдельных его частей; подготовку рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведение их до сведения соответствующих органов власти (слайд 2). Отсюда вытекает следующая этапность══ мониторинга (слайд 3).

Действенность мониторинга определяется положенными в его основу принципами. В самом общем виде они представлены на слайде 4. Ключевым здесь является выбор основного параметра, определяющего движение в нужном направлении, то есть принцип ╚главного звена╩. Необходима целенаправленная ориентация всей системы мониторинга на решение ключевых ═управленческих задач. Правильно выбранный приоритет ═соединит в систему все разрозненные и без сомнения важные цели и подцели. В Стратегическом плане═ таковым является формирование на юге Дальнего Востока постоянного населения. ═Это ═по сути масштабная═ и комплексная задача, ═включающая ═не только закрепление имеющегося населения, но и направление миграционного потока с северных регионов на юг, укоренение его здесь, создание условий адаптации на новом месте. В═ г. Хабаровске необходимо═ формирование для жителей условий для комфортного и безопасного проживания═ (слайд 5).

Показатели, характеризующие ═этот процесс,═ можно отнести к параметрам высшего уровня, то есть обобщенным показателям. Численность населения г. Хабаровска - наиболее интегрированная характеристика, концентрирующая в себе все положительные и отрицательные изменения, происходящие в городе. Создание благоприятной среды проживания и производственной деятельности, в сравнении с другими городами Дальнего Востока и России, позволит улучшить здесь демографические процессы. Естественное ═и миграционное ═движение населения, которое характеризуется═ ═коэффициентами рождаемости и смертности, количеством прибывших и убывших -═ статистические показатели, которые не составляют труда получить.
В этом же контексте═ могут использоваться ═половозрастные, образовательные и другие характеристики.

Для Стратегического плана г. Хабаровска до 2020 г. рассчитаны 13 основных и 20 вспомогательных показателей, характеризующихся наибольшей информативностью. Они охватывают две траектории движения экономики: инерционную и плановую, отвечающую целям стратегического развития. На слайде 6 приведены фактические и прогнозные оценки до 2020 г. Как видно, ═по плановому варианту предполагается устойчивый и достаточно динамичный рост населения с 2013 г. Численность его к 2020 г. составит 800 тыс. чел. с перспективой выхода на 1 млн. чел. к 2040 г.

Группы экономических и социальных показателей отнесены к характеристикам третьего уровня. Они впрямую или опосредованно определяют демографические процессы в г. Хабаровске (объем производства товаров и услуг, ввод жилья, стоимость 1 м2, количество жилой площади на 1 жителя города, уровень безработицы, среднедушевые доходы населения, размер начисленных пенсий и др.). Необходимо оценивать также динамику развития основных отраслей и секторов экономики, формирующих ╚точки роста╩ г. Хабаровска (промышленность, строительство, транспорт, торговля, малое предпринимательство).

Наконец группа бюджетных показателей характеризует финансовую самообеспеченность г. Хабаровска. Реализация Стратегического плана невозможна без разносторонней, в том числе и финансовой, поддержки со стороны городской администрации. Поэтому профицитность или дефицитность местного бюджета, тенденции в его структуре, возможности появления новых источников должны отслеживаться и анализироваться в процессе реализации стратегического плана.

Следующая система показателей носит частный характер и показывает движение в стратегическом направлении отдельных объектов, хозяйственных комплексов, секторов экономики. Они должны быть зафиксированы в целевых программах и выражаться как в количественных, так и качественных измерителях. Например, инновационное развитие может оцениваться как конкретными статистическими показателями, включающими численность докторов и кандидатов наук, количество организаций, использующих информационные и коммуникационные технологии, программные продукты и др., так и мероприятиями качественного характера (создание инкубаторов с инновационной направленностью, интеграционных систем ╚наука √ производство √ бизнес╩, технопарков, принятие специальных законов и др.).

Использование системы показателей ═для оценки реализации Стратегического плана характеризует индикативный срез мониторинга (слайд 7) в общей концептуальной схеме (слайд 8).

Особый и наиболее трудоемкий раздел мониторинга √ социологический анализ. Здесь должны найти отражение и вопросы изучения общественного мнения: выявление их оценок о степени реализации мероприятий плана, качества и эффективности достигнутых результатов, установление обратной связи между жителями города и теми, кто реализует план. Это может быть массовый телефонный или квартирный опрос, репрезентативный по социальной и половозрастной структуре населения. В социологический опрос целесообразно вовлекать не только жителей═ города, но и отдельные группы (бизнесменов, студентов, школьников, муниципальных служащих и др.).

Мониторинговые опросы целесообразно проводить в те же временные точки, что и административный мониторинг, но, очевидно, с меньшей периодичностью, например, раз в ═два года.

В ходе анализа результатов опроса обязательно следует проводить сравнение с предшествующими опросами. Это даст представление не только о текущих оценках горожан, но и о тенденциях их восприятия городского развития на основе Стратегического плана (слайд 9, 10)
Результаты мониторинговых опросов необходимо широко освещать в средствах массовой информации.

В Стратегическом плане развития г. Хабаровска сформулировано ╚дерево целей╩, дающее системное представление о приоритетах социохозяйственного развития города до 2020 г. (слайд 11). На нижнем уровне, то есть в каждой подцели, ═раскрыты═ пути ее достижения. Эту часть мониторинга можно назвать функциональной. На слайде 12 ═на примере подцели ╚Оздоровление экологии╩ показаны направления, мероприятия и проекты, которые предусмотрены стратегическим планом и которые необходимо мониторить.

Большинство наиболее значимых проектов ═может реализовываться при поддержке ══краевых и ═федеральных органов власти. Например, в части экологии - это строительство водовода с Тунгусского месторождения, при формировании региональных медицинских центров и улучшении здоровья═ хабаровчан ═√ ═это строительство кардиологического центра, в ═создании в г. Хабаровске торгово-транспортного═ логистического центра √ это строительство ХАБа или транспортного перехода на Большом Уссурийском острове. Они должны тоже учитываться═ в процессе проведения мониторинга.

Следующий срез мониторинга √ организационный. Он позволяет оценить степень задействования═ имеющихся механизмов в выполнении Стратегического плана. В обобщенном виде таковыми═ являются (слайд 13):

  • организационно-экономический (разработка концепции, приоритетов, целевых программ, проектов, планов, структурно-функциональной реорганизации деятельности местной администрации, включение в процесс стратегического планирования местного сообщества и др.);
  • нормативно-правовой (выстраивание и оформление правовых отношений между уровнями власти, бизнесом, общественными организациями и др.);
  • финансово-экономический (формирование бюджетов развития, совершенствование межбюджетных отношений, взаимодействие с кредитными институтами и инвесторами);
  • социального партнёрства (создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие власти, бизнеса и населения, проведение общественных слушаний о ═реализации Стратегического плана и др.);
  • информационно-коммуникационный (использование средств массовой информации и других механизмов для оперативного оповещения всех заинтересованных субъектов о ходе реализации Стратегического плана, создание механизмов обратной связи).

Наиболее удобным инструментом реализации и анализа═ выполнения Стратегического плана являются целевые ═программы. Их минимальное количество ═приведено на слайде 14. ═Здесь же приведены увязанные сними имеющиеся среднесрочные городские программы В настоящее время в городе действуют также ══краевые и федеральные программы,═ реализуются национальные проекты, лежащие в русле ═Стратегического плана. Их действенность необходимо учитывать. Трудоемкость═ разработки═ новых городских целевых программ требует первоочередных действий в соответствии с выбранными приоритетами (слайд 5).

Необходимо формирование ═адекватной направлениям реализации Стратегического плана ═системы муниципального управления. В настоящее время большинство подразделений администрации города функционально соответствуют этим направлениям (слайд 15). Требуется наделение в них специального сотрудника обязанностями ═мониторинга в своей области═ и создание сводной группы═ в управлении экономического развития администрации города.

Следует также отслеживать сам процесс совершенствования системы муниципального управления: усиление прозрачности деятельности администрации; введение нормативных методов учета труда; сокращение численности служащих и учет мнений жителей при их аттестации;═ открытие постоянно действующей телефонной линии, по которой каждый житель г. Хабаровска мог бы выразить своё мнение о работе муниципальных служб и конкретных чиновников и др.

Нормативно-правовой аспект мониторинга включает как регламентирование процедур собственно выполнения стратегического плана, так и═ оформление правовых отношений между уровнями власти, бизнесом, общественными организациями, населением г. Хабаровска. Так, необходимо установить периодичность и порядок отчета о результатах мониторинга, внесения поправок в Стратегический план и др.

Мониторинг финансово-экономических механизмов включает, прежде всего, анализ использования различных каналов финансирования мероприятий и═ проектов Стратегического плана. Бюджет города должен учитывать приоритеты развития.

Важным условием эффективной реализации Стратегического плана является его информационное сопровождение. Мониторинг здесь видится в виде анализа:
количества и качества публикаций в местных СМИ;

  • эффективности работы ═сервера ╚Стратегическое планирование г. Хабаровска╩;
  • издания и распространения информационных материалов о Стратегическом плане г.  Хабаровска╩ (брошюры, , буклеты, плакаты и др.);
  • проведения периодических ═конференций, посвященных ходу реализации Стратегического плана;
  • выступлений специалистов-разработчиков на телевидении и радио по вопросам реализации Стратегического плана;
  • проведения и обработки опросов-интервью с группами стейкхолдеров, населением, пользователями Интернет;
  • охвата ═школьников старших классов═ специальным факультативным учебным курсом ╚Стратегия развития города в жизненных планах молодого хабаровчанина╩;
  • обзоров ═предложений и ответов на вопросы населения в общественных приемных, созданных на станицах газет.

Успешная реализация Стратегического плана развития г. Хабаровска возможна только при использовании ресурсов гражданского общества. В этой связи важное значение приобретает формирование социального партнёрства, то ест выделение в мониторинге социального среза. Мониторить ═здесь необходимо процессы:

  • создания институциональных условий объединения НКО в ассоциации и более крупные партнерства;
  • формирования ═соответствующего информационного поля, обеспечивающего свободный доступ отдельных людей и НКО к процессу═ реализации и мониторинга═ Стратегического плана;
  • создания ═механизмов повышения заинтересованности участия НКО в реализации и мониторинге Стратегического плана;
  • совершенствования ═системы финансирования НКО посредством грантового участия и привлечения других источников;
  • обеспечения обратной связи с НКО.

В заключении следует сказать, что окончательная система мониторинга реализации Стратегического плана═ устойчивого развития г. Хабаровска выкристаллизуется на завершающем этапе, то есть при подготовке собственно методики мониторинга. В данном выступлении намечена канва нашего движения к этой методике. И мы будем рады получить от Вас замечания и предложения═ по ее разработке.

 

назад печать закрыть